От редакции Журналы Новости Выставки Фирмы Статьи Видео Фотогалерея Услуги Подписка
  • Мое дело – франчайзинг…
<<<к списку

 Мое дело – франчайзинг…

 Количество франчайзеров ежегодно удваивается, по темпам развития этого бизнеса Россия вышла на одно из первых мест в мире. Но настоящий бум еще впереди - в стране работает около 300 франчайзеров, для сравнения, в СШАв 5 раз больше. На страницах нашего журнала мы расскажем, как создать собственный бизнес в формате франчайзинга.

 Франчайзинг (Franchising) - форма ведения сетевого биз­неса, основанная на партнерских договорных отношениях между франчайзером и франчайзи.

Франчайзер (Franchisor) - ком­пания, разработавшая и на прак­тике доказавшая успешность сво­его бизнеса, которая заключает договор с небольшими компания­ми (франчайзи) на право действо­вать от своего имени, передавая им на договорной основе права пользования товарным знаком, ноу-хау и секретами своей биз­нес - системы.

Франчайзи (Franchisee) компания или индивидуальный предприниматель, купившие у франчайзера права пользования товарным знаком, ноу-хау и секре­тами его бизнес-системы, опла­тившие первоначальный взнос и осуществляющие периодические платежи (роялти и/или взносы в рекламный фонд) за приобретен­ные права.

Франшиза (Franchise) - это бизнес-система, которую франчайзер передает франчайзи. Она также носит название «франчайзинговый пакет», включающий в себя документацию по ведению работ и торговли.

Мировая практика доказывает, что франчайзинг - один из эффек­тивных способов развития бизне­са для фирм уже добившихся успе­ха и желающих развивать свой успех дальше. С другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начи­нающего бизнесмена, даже для че­ловека, никогда не занимавшегося бизнесом.

 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ

 Франчайзинг для франчайзи - это уникальная возможность начать собственное дело. Даже человек, не имеющий предпри­нимательского опыта, но желаю­щий заняться бизнесом, может с высокой степенью надежности от­крыть собственное дело. При этом франчайзи является не работни­ком франчайзера, а владельцем собственного бизнеса.

Франчайзи получает уже гото­вую «нишу» в бизнесе. Он покупа­ет готовый бизнес, завоевавший определенный статус на рынке, зарекомендовавший себя с поло­жительной стороны, всесторонне опробованный франчайзером на практике. Таким образом, франчайзи покупает гарантирован­но хороший, надежный бизнес. Кроме того, франчайзи получает право использования известно­го товарного знака. Он покупает право пользоваться относительно известным, уважаемым и популяр­ным брендом, фирменным знаком или стилем. Клиент по внешним признакам иногда не может по­нять, чьими товарами или услу­гами он пользуется, франчайзера или франчайзи.

 

 

Франчайзи получает широкую рекламу. Наличие известного то­варного знака, рекламных и мар­кетинговых программ франчайзе­ра дают возможность пользовать­ся всей мощью такой рекламы не только в локальном, но и в нацио­нальном, а иногда и в междуна­родном масштабе. Таким образом, франчайзи получает возможность рекламировать свой товар с по­мощью гораздо более масштаб­ной рекламы, чем обычные малые предприятия.

Франчайзи получает постоян­ную квалифицированную помощь и поддержку. Ведь франчайзер передает франчайзи комплект методических материалов в виде четких инструкций по оборудова­нию, материалам, поставщикам, системе сбыта, технологии веде­ния дела и проводит курс обуче­ния для того, чтобы франчайзи мог в самые кратчайшие сроки начать свой новый бизнес. В процессе работы франчайзер обеспечивает необходимые консультации и со­вместное решение возникающих вопросов.

Франчайзи получает помощь в решении вопросов финансирова­ния. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более на­дежным бизнесом по сравнению со свободным малым предприни­мательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или сети франчайзинга. Наконец, франчайзер, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или фи­нансового лизинга. Вот почему банки, лизинговые компании, дру­гие финансовые кредитные орга­низации более охотно работают с франчайзи по сравнению с обыч­ными предпринимателями.

Франчайзер получает помощь в снабжении. Обычно франчайзер предоставляет возможность при­обретения, причем за счет опта по льготным ценам, расходных ма­териалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков. Такие возможности делают систему снабжения надеж­ной и выгодной.

ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗЕРОВ

 Развитие цепи франшизных предприятий позволяет не расши­рять сеть собственных предприя­тий и значительно экономить свой капитал и свои трудовые ресурсы.

Хозяин каждого предприятия-франчайзи - более заинтересован в положительных результатах и све­дению затрат до минимума по срав­нению с наемным руководителем.

Риск, сопутствующий каждому коммерческому делу, уменьшается для франчайзера, т.к. его собствен­ный капитал участвует в расшире­нии дела в минимальной степени.

Франчайзер не занимается буд­ничными управленческими про­блемами и не имеет проблем с персоналом каждой франшизной точки.

Благодаря использованию чу­жих ресурсов, как финансовых, так и управленческих развитие бизнеса идет быстрее по сравне­нию с другими системами.

СЛОЖНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ

 Для того чтобы купить франши­зу и начать работать, необходимо иметь стартовый капитал, величи­на которого изменяется в значи­тельных пределах в зависимости от вида деятельности. Так, например, чтобы открыть гостиницу, необхо­дима сумма до нескольких млн. дол­ларов США. Для того чтобы открыть свое дело, например, по уборке помещений, необходим начальный капитал 5-20 тыс. долларов.

Во франчайзинге меньше сво­боды, чем в обычном предприни­мательстве. Существует категория людей, для которых предприни­мательство в форме франчайзин­га противопоказано из-за того, что они предпочитают самостоятель­ное принятие решений, болезненно воспринимают контроль над их деятельностью, указания и требо­вания своего старшего партнера, которые предусмотрены фран­шизным договором. Однако для тех, кто может разумно построить свои отношения с франчайзером, некоторая потеря свободы в сво­бодном предпринимательстве не является серьезным недостатком. Франшизный бизнес нельзя «по­пробовать» и затем безболезненно бросить. Для российского малого предпринимательства характерна большая диверсифицированность деятельности. Типичным является случай, когда предприниматель занимается сразу несколькими видами деятельности, пробуя их на успех, то, что не очень хоро­шо идет, отпадает само собой. Так путем естественного отбора воз­никает некая специализация ма­лых предприятий. Франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок - от нескольких лет до нескольких де­сятков лет, это не дает возможно­сти бросить этот бизнес без существенных материальных потерь. С другой стороны ограниченность срока действия франшизного до­говора создает некоторую нео­пределенность в планировании будущего франчайзи.

 

Указанные сложности являются естественной платой за получение вышеназванных преимуществ. Что касается франчайзеров, то основ­ная, негативная составляющая для них заключается в необходимости кропотливой продуманной рабо­ты с франчайзи, от которых фак­тически зависит успех бизнеса в целом. Основной проблемой для франчайзера является обеспече­ние эффективного контроля фран­чайзи с целью гарантий высокого качества и продуктивности веде­ния бизнеса. Высокая репутация франшизной системы является основой экономического успе­ха франчайзера. Поэтому усилия по сохранению и поддержанию сложившейся репутации бизнеса могут быть весьма велики. Кроме того, каждого франчайзера под­стерегает опасность недобросовестного поведения франчайзи. Это может выражаться в заниже­нии финансово-экономических показателей с целью уменьшения периодических платежей. Наибо­лее ярким примером недобросо­вестного поведения франчайзи является разрыв франшизного до­говора под каким-либо благовид­ным предлогом и продолжение бизнеса под другим брэндом.

Сама суть франчайзинга предусма­тривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном универ­ситете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заин­тересованных в успехе своих учени­ков преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров.

Наибольшего развития в России франчайзинг достиг в сфере об­щественного питания, особенно в секторе fast food (27% от обще­го количества франчайзеров), и розничной торговле (свыше 30%). Основным франчайзинговым опе­ратором в сфере общепита явля­ется «Росинтер» с марками II Patio (только в Москве и Подмосковье у них около 15 франчайзи), «Пла­нета Суши» (11 предприятий). В непродовольственном ритейле в число лидеров входят Sela, «Гота», а в продовольственном - хоро­шие результаты, например, пока­зывает «Копейка», которая имеет 13 франчайзинговых магазинов и еще 10 готовит к открытию.

Практические советы от Президен­та Российской ассоциации развития франчайзинга, председатель Совета директоров Ассоциации франчай­зинга Александра Майлера:

  1. Для построения сети пред­приятий франчайзинг - самый эф­фективный инструмент развития сетевого бизнеса.
  2. Не хватает средств для даль­нейшего развития сети успешных предприятий - используй сред­ства потенциальных франчайзи, т.е. начни продавать «готовый биз­нес» другим предпринимателям.
  3. Подумай, что выгодней - все делать самому для развития биз­неса, решать все повседневные проблемы, аккумулировать и занимать деньги, открывать филиа­лы, руководить всеми точками, отвечать за всех и за все или - по­делиться частью прибыли и по­вседневной «головной болью» с франчайзи, и на его деньги разви­ваться и, в итоге, получать значи­тельную прибыль.
  4. Перед тем как принять реше­ние о продаже франшизы тща­тельно проанализируй способно­сти и возможности потенциаль­ного франчайзи: с одной стороны, он может стать твоим надежным партнером, с другой, он может дискредитировать твой бизнес.
  5. Если хочешь наиболее надеж­но и успешно начать бизнес - купи готовый бизнес у франчайзера.
  6. Перед тем как принять реше­ние о покупке готового бизнеса подумай, для тебя ли франчайзинг как метод предпринимательства.
  7. Потенциальному франчайзи необходимо получить максималь­но подробную информацию от франчайзера о его бизнесе в це­лом и обо всех деталях, особенно финансово-экономических.
  8. Покупателю франшизы жела­тельно получить контактную инфор­мацию о действующих предприни­мателях - франчайзи, встретиться с кем-нибудь из них и тщательно расспросить о бизнесе и взаимоот­ношениях с франчайзером.
  9. Франчайзер должен понимать, что его прибыль зависит, прежде всего от сочетания двух основных факторов: положительной репу­тации его франшизной системы и количества франшизных точек в системе.
  10. Франчайзи должен понимать, что он платит франчайзеру за на­дежность и эффективность бизнеса.

 

КАК СТАТЬ ФРАНЧАЙЗИ

 К сожалению, преимущества си­стемы франчайзинга не дают пол­ной гарантии успеха. То, что предоставляет франчайзер - готовую нишу бизнеса, известное назва­ние, технологию ведения дела - все это трудно переоценить, од­нако все же половина успеха зависит от личных качеств франчайзи. Поэтому каждый, кто хотел бы от­крыть собственное дело в системе франчайзинга, должен провести тщательный, откровенный само­анализ, чтобы ответить на прин­ципиальный вопрос: подходит ли для меня роль франчайзи?

Часть вопросов, на которые должен ответить сам себе потен­циальный франчайзи, относятся к бизнесу вообще, часть же является специфической для франчайзинга.

Будете ли вы получать удоволь­ствие от работы. Некоторые люди покупают франшизу для того, чтобы заработать много денег, и через не­которое время они обнаруживают, что им не нравится эта работа. По­думайте о том, что вы хотите и что вам нравится. Выбранная франшиза должна приносить вам удовольствие в течение следующих 10-15 лет.

Готовы ли вы следовать всем стандартам и требованиям франчайзера. Основа франчайзинговой системы - это единообразие продукта и услуг во всех предприяти­ях франчайзи. Вывеска со знаком франшизы означает для клиентов, что вы следуете стандартам этой системы. Люди предпринимательской натуры, которые не любят ограничивать себя заданными стандартами, не являются идеаль­ными кандидатами в франчайзи.

Хватит ли вам денег. Одна из основных причин неудач франчай­зи - недостаток средств. Несмотря на то, что франчайзер может дать вам достаточно точную оценку рас­ходов на открытие предприятия, вы можете столкнуться с дополни­тельными затратами. У вас должно быть достаточно денег не только для того, чтобы открыть предпри­ятие, но и для поддержания себя, своей семьи и самого предприятия до тех пор, пока не будет достигну­та точка безубыточности. Проведи­те тщательный финансовый анализ с учетом расходов на инвестиции и текущие затраты. Убедитесь, что у вас есть источник финансовой поддержки в течение первых ше­сти месяцев работы на случай не­предвиденных обстоятельств.

Является ли франчайзер успеш­ным или нет. Вам нужно лично по­знакомиться с ключевыми фигура­ми в компании франчайзера, с их опытом работы и узнать финансо­вую историю предприятия. «Мо­лодой» франчайзер может предо­ставить вам прекрасную франши­зу, но может оказаться, что он не до конца доработал структуру и принципы всей системы.

Есть ли у вас необходимые юри­дические и экономические знания. Для объективной оценки и анализа финансовой и юридической инфор­мации, предоставленной франчайзером, в случае, если вы не обладаете специальным образованием, необхо­димо привлечь специалистов в дан­ных областях. Такие профессиональ­ные консультации обычно оправды­вают расходы на их получение.

Елена Волкова

<<<к списку