От редакции Журналы Новости Выставки Фирмы Статьи Видео Фотогалерея Услуги Подписка
  • Точка, точка, запятая…
<<<к списку

В человеческих отношениях переменчиво всё, неизменным в них остаётся только родительская любовь. Мы кормим своих детей, одеваем, обуваем, прикладываем иной раз невероятные усилия для того, чтобы обеспечить им достойную в нашем понимании жизнь и дать лучшее образование. Но всё это является показателями внешнего благополучия. А как часто мы заботимся о внутреннем благополучии, о психическом здоровье своих детей?

Ребёнок рождается, крепнет физически и начинает развиваться интеллектуально. Формируется его психическое здоровье. Это происходит во время и при помощи игр, общения и — рисунков.

 Рисунки в жизни детей очень важны, поскольку рисование — бесценная возможность для самовыражения. Происходит это чаще всего спонтанно, ребёнок создаёт образы так же естественно, как дышит. В силу незрелости своей психики и преобладания образного мышления он не может свободно рассказывать о своих переживаниях, как это делает взрослый человек. У маленького ребёнка ещё недостаточно слов для выражения чувств, но всегда есть возможность отразить их в цвете и форме. Это делает детские рисунки особенно ценными.

 При помощи рисования ребёнок прорабатывает свои психологические проблемы и находит способы их решения. Лист бумаги становится безопасным местом для воплощения фантазий, желаний, изображения страхов и борьбы с ними. Детские психологи активно используют рисование в работе с проблемными детьми. Родители, конечно же, не являются психотерапевтами и не имеют специальных навыков, однако, стимулируя творческий процесс рисования, они могут способствовать гармоничному развитию своего ребёнка и помочь обрести душевное равновесие.

Ребёнку необходимо предоставить средства для творческого самовыражения! В доме, где есть 3–летний малыш, обязательно должны быть цветные карандаши, краски, бумага. Позже можно купить пластилин, фломастеры, другие изобразительные средства, но начинать надо именно с карандашей, а не фломастеров, потому что рисование карандашом требует некоторого мускульного усилия — это очень полезно для развития мелких мышц руки и пальцев. В дальнейшем умение рисовать карандашом поможет легче и лучше овладеть навыками письма.

В задачу родителей не входит научить ребёнка рисовать ПРАВИЛЬНО. Ребёнку нужно просто дать свободу самовыражения. Конечно, показать какие–то простые формы необходимо, но не надо добиваться их точного повторения. Круг, солнце, грибок, домик, человечек, — образ сначала должен запечатлеться в памяти, прежде чем будет воспроизведён. Умение рисовать приходит постепенно, проходя этапы развития от простого к сложному. Задача взрослого — восхищаться и поощрять изобразительную деятельность ребёнка. Не вмешивайтесь, не исправляйте, не критикуйте! Заинтересуйтесь, похвалите, задайте простые вопросы: «Что ты нарисовал? Что они делают? Куда они пошли? Что будет дальше?». Поговорите с ребёнком о его рисунке, повесьте на стену, полюбуйтесь.

Нельзя начинать осваивать написание абстрактных символов (букв, цифр, нотной грамоты) до того, как ребёнок научился создавать образы. Рисование должно предшествовать письму, иначе проблем в психическом развитии не избежать.

Детский рисунок проходит в своём развитии определённые стадии, общие для всех детей, независимо от национальности, культуры, цвета кожи.

1. В 2–4 года ребёнок рисует каракули: вертикальные и горизонтальные линии, кривые, зигзаги, точки, кресты и т. п. К 4–м годам большинство детей дают названия своим рисункам и видят в них образы и смыслы.

2. В 4 года ребёнок рисует целенаправленными линиями. Очень важен тот период, когда ребёнок обучается рисовать замкнутые кривые, напоминающие круги и овалы. Умение замыкать линию считается этапом в становлении самосознания, развития чувства Я. Именно поэтому после 4–х лет у многих детей предпочитаемой темой в рисовании становится человек, в изображении ребёнка — лишь условно напоминающий человека, этакий головоног без туловища и с палочками вместо рук и ног.

3. В 5–6 лет в развитии детского рисунка наступает стадия описательного символизма. Ребёнок переносит на бумагу своё представление о предмете, а не реальные детали. Дети заранее дают названия своим рисункам — это возможность целенаправленной деятельности. Рисуя человека или другие предметы, ребёнок придерживается своей собственной, предпочитаемой им схемы. Схема тела человека становится более полной, хотя ещё могут отсутствовать отдельные детали, например, кисти рук. Это нормально.

4. В 7–8 лет начинается стадия описательного реализма. Появляется способность осознанно копировать предметы и формы окружающего мира. Рисунки приближаются к реальности, определяются логикой. Ребёнок воспроизводит более точную схему в рисунке тела человека, хотя по–прежнему в большей степени опирается на то, что он знает об объекте, а не то, что видит. Он рисует не определённое существо, а собственное представление о нём. Например, нарисованная собака может выглядеть как угодно, но называет её ребёнок вполне определённо. Для него это — конкретная собака. Также в этой стадии растёт интерес к украшающим деталям, предметам интерьера, быта.

5. В 9–10 лет наступает стадия оптического (зрительного) реализма. Это особое, высшее время в детском рисовании. Дети в этой стадии любят рисовать с натуры, срисовывать, обводить. Происходят важные для идентификации половой роли в «Я» ребёнка процессы. Ребёнок ищет и воспроизводит образ, на который он хочет быть похожим. У девочек преобладают изображения принцесс, русалок, прекрасных девушек. У мальчиков сюжеты рисунков приобретают героический характер. Это военная тематика, битвы героев с силами зла и тому подобное. В этот период выделяют двухмерную фазу рисунка, когда рисуют только контуры, и трёхмерную, когда начинают отображать перспективу, оттенки, тени, ландшафт.

6. В 11–14 лет — стадия проникновения. Рисунки приобретают многоплановый характер, изображение человека на них встречается реже. Дети охотно рисуют пейзажи, животных, природу. Для многих девочек в это время характерны многочисленные изображения лошадей как символического отражения инстинктных процессов полового созревания. Именно в этой стадии у многих детей желание и способность рисовать пропадают, особенно если в семье не поощряют рисование, считая его никчёмным и пустым занятием.

7. После 15–ти лет начинается стадия художественного пробуждения. Рисование становится действительно подлинной художественной деятельностью лишь для немногих детей.

Анализ детских фантазий и эмоций, хрупкого и ранимого внутреннего мира ребёнка, выраженного в рисунке — трудное и серьёзное дело, для которого необходимы специальные знания и долгий опыт работы. Заниматься этим должны только специалисты! Но всё же внимательный родитель может заметить тревожные признаки в рисунках своего ребёнка и, при необходимости, должен обратиться за консультацией к психологу или психотерапевту.

 Обратите ваше внимание на размеры рисунка и его расположение на листе бумаги. Если рисунки очень мелкие, располагаются по какому–либо краю листа (нижнему или, скажем, только левому), это может свидетельствовать о неуверенности в себе, чрезмерной застенчивости. У детей после 7 лет это может означать депрессивное переживание.

Расположение рисунка целиком в левой части листа может быть нормальным для ребёнка до 5 лет, но говорит о патологической привязанности к матери, чрезмерной пассивности, если ребёнок старше.

Настороженность должно вызывать полное отсутствие на рисунках живых объектов: животных, людей, птичек, червячков–паучков и — даже растений. Если ребёнок бесконечно рисует лабиринты или дороги без людей и машин — это может говорить о серьёзных нарушениях психического развития. Нехорошо также повторяющееся воспроизведение абстрактных символов (цифр, букв) в ущерб образам.

Одноцветные рисунки, особенно если предпочитаемый цвет тёмный (чёрный, коричневый), могут свидетельствовать об эмоциональных нарушениях.

Если ребёнок зачерняет, густо заштриховывает детали рисунка карандашом или обводит много раз контуры, с силой вдавливая карандаш в лист, иногда даже прорывая бумагу, это может говорить о повышенной тревожности, каких–то психических проблемах. Тревожность может быть общеневротического характера или относиться только к изображаемому объекту.

Симптоматично отсутствие на рисунке кого–то из членов семьи или трудности при его изображении, а иногда категорический отказ изображать кого–то. Обычно это происходит потому, что у ребёнка возникли проблемы в общении с таким человеком. Например, с чересчур строгим, наказывающим отцом.

Если ребёнок на рисунке, где изображена семья, не рисует себя, значит, он чувствует себя незначительным, им все пренебрегают.

Присмотритесь не только к тому, что рисует ребёнок, но и к тому, КАК рисует.

Изображение человека — это формирование своего собственного образа и окружающих ребёнка людей — родителей, друзей, педагогов. Особенности изображения позволяют понять физическое и эмоциональное состояние ребёнка в данный момент, его устремления и общие принципы межличностных отношений.

Величина фигур говорит о силе и значимости: чем больше, тем важнее и сильнее. Отсутствие или преувеличение частей тела и лица свидетельствует о наличии проблемы, связанной с функцией конкретного органа. Например, мальчик, на которого родители часто кричат и ругаются, проявляя вербальную агрессию, рисует всех членов семьи с оскаленными зубами.

Отсутствие рук или ног в рисунке ребёнка старше пяти лет указывает на то, что он чувствует себя скованным, беспомощным, несостоятельным, неспособным решать даже свои маленькие жизненные задачи. Акцентированное, преувеличенное изображение рук, растопыренные пальцы, сжатые кулаки может говорить как о собственной склонности ребёнка к агрессии, так и о жестоком обращении с ним.

Если на теле, особенно в области гениталий, нарисована мишень, можно с большой долей вероятности предположить, что ребёнок подвергался или подвергается жестокому обращению или половому насилию.

Яблоки и разные другие фрукты олицетворяют изобилие, радость, любовь. В зависимости от того, как символ используется в рисунке, он может иметь и другое значение, например — потребность в эмоциональной заботе. Если яблоки на рисунке червивые или испорченные, это говорит об отсутствии конструктивного, позитивного общения и нормального ухода за ребёнком.

Птицы на детских рисунках свидетельствуют о трансформации души, стремлении к свободе, независимости, ожидании новых возможностей.

Кошки и собаки могут иметь вариации значений — это может быть центр любви ребёнка, а может быть и сама потребность в любви и дружбе.

Облака интерпретируются в зависимости от цвета. Белые — наиболее благоприятны. Синие и чёрные могут указывать на депрессивные переживания, горе, потребность выплакаться. На это же указывает и дождь на рисунках.

Огонь рассматривается в зависимости от контекста. Огонь в печи и огонь костра символизируют тепло и уют. Пожары и вулканы представляют нечто злое, враждебное, свидетельствуют о смятении чувств, невысказанном гневе.

Дом показывает нам жизнь и взаимоотношения ребёнка в семье, отношение к окружающему миру, потребность в защите и покровительстве, чувство безопасности или, наоборот, тревоги.

Изображение различных водоёмов — озера, реки, моря — символизирует жизнь и возрождение, так как вода является источником жизни. Симптоматически вода часто встречается в рисунках детей, больных энурезом.

Солнце — символ жизни. Особенно часто встречается на детских рисунках. Означает теплоту, любовь, заботу, но также означает силу и власть, поскольку является мужским символом в нашей культуре. Дети чаще рисуют восход солнца либо располагают его вверху посередине листа. Если солнце расположено в нижнем правом углу листа бумаги, то можно с большой долей вероятности предположить существование серьёзных проблем во взаимоотношениях между отцом и ребёнком (или лицом, заменяющим отца). Речь идёт об отношениях насилия и жестокости.

Дерево — это репрезентация рисующего, его бессознательное представление о себе. Показывает ощущение внутреннего равновесия. Также в рисунке дерева отражается и межличностный контекст семьи. Например, мальчик из многодетной семьи, где все дети живут в разных местах, изобразил дерево с отпиленными ветвями как символ разобщённости. Отпиленные или засохшие ветви отражают психологические травмы, связанные с потерей любимого человека или какими–то тяжёлыми событиями в жизни ребёнка. Иногда дерево с повреждёнными ветвями рисуют дети, перенёсшие хирургическую операцию. Засохшее дерево свидетельствует о депрессивном состоянии ребёнка, неспособности справиться с жизненной ситуацией.

Пристрастия детей к тому или иному цвету изменяются в зависимости от возраста и психического состояния ребёнка. Дети младшего возраста предпочитают тёплые тона: красный, жёлтый, оранжевый. Дети старшего возраста тяготеют к прохладным, синим и зелёным оттенкам. Красный цвет, означающий силу, страсть, жизнь, активность может доминировать на всех стадиях жизни.

Обращать внимание надо не на цвета как таковые, а на контекст их использования. Об эмоциональных нарушениях говорит ненормальное употребление или злоупотребление цветом.

Разумеется, это только общие положения. Не будет ничего странного в том, что мальчик нарисует однажды страшного, чёрного, оскаленного, одноглазого Бармалея, обвешанного пистолетами и держащего по сабле в каждой руке. Будет странно, если этот Бармалей в вашем доме поселится. Присмотритесь к рисункам своих детей!

 
Татьяна Филиппова
(Редакция «Каталог-Москва»),
 из книги Юлии Бердниковой «Мир ребёнка»
 (с согласия автора)

 

<<<к списку