От редакции Журналы Новости Выставки Фирмы Статьи Видео Фотогалерея Услуги Подписка
  • Обзор российского рынка детских товаров
<<<к списку

Российский рынок детских товаров на сегодняшний день представляет собой огромное поле для перспективных вложений. Эксперты оценивают насыщенность «детского» рынка в $7,5 — 9 млрд. при его потенциальной ёмкости в $20 — 25 млрд. Простор для освоения велик, потому что простая арифметика подсказывает, что не насыщен он и наполовину. Подобное положение с насыщением присутствует везде: и в Москве, и в регионах. Перспективы в этой области прослеживаются по всем направлениям детских товаров, и относительное насыщение рынка эксперты прогнозируют после 2010 года.

По данным маркетинговых исследований AUP.Ru, современный российский рынок детских товаров — один из самых динамичных, и наибольшие показатели объёмов производства и оборотов реализации приходятся на его основные сегменты — детские одежда, обувь, игрушки и питание. Этот сегмент имеет годовой рост от 15% до 25%.

Основная доля нынешнего беби–бума приходится в крупных городах на семьи «среднего класса», что хорошо для производителей детских товаров, потому что увеличивается рост массового платёжеспособного спроса. С другой стороны, и конкуренция в этом ценовом сегменте высока, поскольку, кроме отечественных производителей, работающих в этом ценовом сегменте, в нём же работают и импортные производители.

Исследования Nielsen показывают, что в крупнейших российских городах родители тратят на детские товары от 3.100 до 4.600 рублей в месяц. Эта сумма, в свою очередь, распределяется следующим образом: 34% расходов составляют затраты на одежду, 12% — на обувь, 18% — на игрушки, 36% — на прочее.

В регионах до 80% покупок совершается на неспециализированных вещевых рынках, куда покупателя привлекают не только низкие цены, но и широта ассортимента. В Москве на долю товаров, проданных на специализированных рынках и ярмарках, приходится более 60% , на проданных в магазинах — около 40%. Специализированных детских магазинов в Москве около ста. Из наиболее крупных и известных можно назвать следующие: «Детский мир» и «Розничная сеть «Торговый дом «Детский мир» — 28% рынка, «Банана–мама» — 16%, «Mothercare» — 7%, «Кораблик» — 5%, «Здоровый малыш» — 5%. Стоит также упомянуть хорошо себя зарекомендовавшие магазины «Кенгуру», «Маугли», «Кроха», «Confetti», «Вырастай–ка», «Маленький гений».

Наиболее перспективным эксперты считают рынок товаров для новорожденных, потенциальная ёмкость которого оценивается в $100 млн. в год в Москве и в $1млрд — по всей России. Этот сегмент всегда обеспечен спросом, ведь малыши рождаются круглый год и нуждаются в определённом наборе вещей. Ежегодно только в Москве рождается около 70.000 детей, которым обязательно понадобятся коляска, кроватка, подгузники, средства гигиены, детское питание и многое другое. Подсчитано, что на такую «стартовую» закупку будущие родители тратят от $1.000 до $2.000. Перспективным этот сегмент считается ещё и потому, что в обиход входят товары, которых раньше просто не было: комбинированная «мебель» (столик для пеленания + комод для белья или столик + ванночка для купания), автомобильные кресла от «нуля» и дальше, специальные приспособления для кормления, убаюкивания, маникюрные ножницы для младенцев и так далее. По данным агентства рыночных исследований и консалтинга «Маркет», в России активно формируется культура потребления подобных товаров и особенно ярко выражена она в крупных городах, где доходы населения выше, и родители могут позволить себе покупать для своих детей большее количество товаров и в более широком ассортименте. Лидирует в разделе товаров для новорожденных детское питание: годовой прирост — 15%, а с ростом качества отечественной продукции, которая всегда дешевле импортной, прогнозируют рост до 30%–35%. Достижения нашей промышленности и новейшие российские разработки изменили сознание мам («для своего ребёнка я сделаю лучше»), чем обеспечили себе не только бесперебойный сбыт, но и увеличивающийся спрос.

Изменилась в последнее время и мотивация покупок. При полном отсутствии понятия «детская мода» ещё 20 лет назад к детской одежде предъявляли простые требования: она должна была быть прочной, долговечной и нестрашной. Теперь от родителей почти не услышишь слово «непрактично», — одежду, обувь, мебель, игрушки покупают, исходя из соображения экологичности, качества, комфорта, красоты и, что очень существенно, обращают внимание на бренды.

Очень хорошие показатели у сегмента недорогой детской одежды — до 85% всего рынка. Те производители, которые когда–то вложились в развитие новых технологий по минимизации затрат на себестоимость, и сделали ставку на новые технологичные ткани должны чувствовать себя намного увереннее остальных игроков. Дети растут, растут быстро, и потребность в недорогой детской одежде, которая требует постоянного обновления, будет всегда. Исследователями продвижения детского ритейла подмечено, что именно на этот сегмент рынка обращают внимание покупатели товара класса люкс.

Сегмент рынка детской обуви имеет годовой прирост в 7%. В этом сегменте присутствуют по большей части импортные производители. Большую конкуренцию они составляют и отечественным игрушечникам. Несмотря на это, перспективы у рынка игрушек хорошие, в этом сегменте годовой прирост — около 30%. Мировой рынок игрушек оценивается специалистами в $90 млрд. оборота в год, российский — в 1% от мирового. Но это не значит, что мы «отстаём», просто на нашем рынке детских товаров молодо всё — и спрос, и предложение. Значит, есть возможности для хорошего роста.

Российский рынок детских товаров доступен покупателю в трёх форматах: специализированные рынки, сетевые магазины и торговые центры. Есть ещё реализация товаров через лотки, киоски и Интернет, но доля их незначительна. По мнению экспертов и участников рынка, ни один из представленных форматов не удовлетворяет полностью покупательский спрос.

Детские рынки не отвечают потребностям покупателя из–за низкого уровня сервиса и не всегда гарантированного качества продукции. На рынок неудобно ходить с ребёнком и примерять на него одежду и обувь. Но на рынке лояльные цены и широкий ассортимент — такого выбора, предположим, колясок или детской мебели для самых маленьких трудно найти в магазине, даже самом крупном.

В торговый центр удобно ходить с ребёнком; там, как правило, есть игровые комнаты, детские кафе, аптеки, где можно купить для ребёнка лекарства или средства гигиены, есть «большие» магазины, и родители могут за один «заезд» сделать покупки на всю неделю. Очень многие родители это ценят, но в организации торговли в ТЦ есть свои трудности: детская розница требует большого ассортимента, поскольку каждой возрастной группе нужны совершенно разные товары, а это, в свою очередь, предполагает наличие больших торговых площадей и сложной логистики.

Сетевые магазины, при всех своих конкурентных преимуществах, всё же имеют существенный минус: товар стоит достаточно дорого. В «советских» магазинах высокие цены обусловлены необходимостью больших издержек на поддержание широкого ассортимента, в современных сетях, где достойный сервис и качественный товар, высокие, до 400% наценки — из–за отсутствия конкуренции на рынке.

Аналитики отмечают, что развитие рынка детских товаров пока не соответствует своему потенциалу и спросу именно по ключевому признаку: преобладанию в рознице вещевых рынков, ограниченному числу брендов и незначительному развитию специализированных сетей. Предполагается, что пути развития детского ритейла лежат в увеличении количества сетевых специализированных магазинов, которые предоставят ребёнку не только качественный товар, но и предложат отменный сервис и интересный досуг.

Татьяна Филиппова
(Редакция «Каталог-Москва»)

 

<<<к списку