От редакции Журналы Новости Выставки Фирмы Статьи Видео Фотогалерея Услуги Подписка
  • ТРИКОТАЖ
<<<к списку

 

Своим рождением в промышленности трикотаж обязан любви.  Красивая легенда рассказывает, что приходской священник Вулбридж Вильям Ли часами, в полутьме просиживал рядом со своей бедной возлюбленной, вязавшей на спицах чулки на продажу. Трудолюбивая девушка и минутки не имела свободной, чтобы прогуляться на свежем воздухе вместе с Вильямом и послушать заветные слова, которые он прошептал бы ей на ушко. Томимый любовью и ожиданием, Вильям страстно хотел помочь своей избраннице. Изо дня в день, наблюдая за работой ловких пальчиков и мельканьем тускло поблёскивавших в неярком свете оплывающей свечи спиц, он заметил однообразие и цикличность происходящей работы и понял, что этот труд может быть механизирован. Так был изобретён простейший вязальный станок. Крючковатые иглы закреплялись на плоском горизонтальном бруске, и с их помощью вывязывалось плоское трикотажное полотно.
Именно с этого изобретения XVI века и до сих пор машины, производящие прямое трикотажное полотно, называются плосковязальными.
Правдива эта легенда или нет —  уже неважно, важно, что человечество получило очень дешёвый и легкодоступный способ выделывать ткань, отличающуюся по многим параметрам в лучшую сторону от своей предшественницы —  ткани, сотканной на ткацком станке.


Впоследствии трикотажные машины были усовершенствованы и возможности их расширены новыми изобретениями, но принцип изготовления трикотажа не изменился с той поры, когда человек впервые взял в руки спицы.
Изобретение станка для вязки трикотажа относится к тем редким явлениям в области технического прогресса, которые, появившись на свет однажды, долго не могут найти себе массового применения.
Во времена священника–изобретателя и в Англии, и в Европе мужчины и женщины носили невысокие чулки, вязанием которых, собственно, и занималась героиня легенды. Значимость этого элемента одежды можно сравнить с мужскими носками и женскими колготками в наше время —  то есть, без этого совершенно нельзя обойтись. Однако крупных производств по выделке трикотажа не возникло, и вязание чулок ограничилось артельными промыслами. Силуэты и тенденции тогдашней моды были таковы, что трикотажу нигде не нашлось применения, и он почти  два века обслуживал чулочно–бельевые потребности.
 Время шло, менялся стиль жизни, а вместе с ним и стиль одежды. Отошли в прошлое кринолины, турнюры, корсеты, одежда приобрела упрощённые формы, стала функциональной.
Но трикотажу по–прежнему не находилось места в «светлой горнице», он по–прежнему только «прислуживал» моде.
В свет его вывели две великие женщины 20–го столетия, две яркие звезды на небосклоне от кутюр —  Эльза Скьяпарелли и Коко Шанель. Строго говоря, трикотаж в качестве верхней одежды носили, но широкого распространения он не получал из–за совершенно предвзятого к нему отношения —  одежда для бедных. Да, в изготовлении он был гораздо дешевле тканого полотна, поэтому и торговая цена с учётом всех начислений была невысокой. Да, в трикотажных жакетках и юбках ходили женщины и девушки из бедных или очень бедных кварталов, и шахтёры в трикотажных фуфайках сидели в пабах или бистро, демонстрируя трикотаж как дешёвый и удобный материал. И только Скьяпарелли и Шанель удалось поменять местами приоритеты: удобный, и только потом дешёвый.
Говорят, что Эльза Скьяпарелли увидела на своей подруге трикотажный свитер грубой ручной работы, и он настолько очаровал её, что она не поленилась найти женщину, изготовившую такую «хламиду». Изучила основы ремесла и основала модный дом Скьяпарелли, который работал с трикотажем. Именно модный дом Эльзы вывел трикотаж на европейские подиумы, а оттуда он прямиком попал в гардеробы состоятельных женщин.
Коко Шанель «легализовала» трикотаж джерси. Лёгкие, удобные, облегающие, не мнущиеся  короткий жакет и юбка —  уже многолетняя классика, внедрённая домом Шанель.
Трикотаж прочно вошёл в современную жизнь, проделав свой долгий путь буквально «с низов», от чулок, и до подиумов известнейших домов мод. Трикотаж  используют такие известные модельеры, как Ямамото и Миссоти, Соня Рикель, которая по праву носит звание королевы трикотажа. Фирма Pelican превратила создание трикотажной одежды в настоящее искусство.


В Россию трикотаж привёз Пётр I, на себе и в своём багаже, в виде всё тех же вязаных чулок. Все мы помним кадры из исторических фильмов о том времени, как Пётр брил бояр и переодевал Россию в европейское платье. А такое платье требовало чулок —  вот и возникли артели. Дальше артелей дело не пошло. Вся трикотажная промышленность России до 1917 года была кустарной или полукустарной и составляла всего 0,6% от всей текстильной промышленности.  Выпускали на огромную страну всего–навсего 15 млн. пар грубых хлопчатобумажных чулок, 1,5 млн. штук бельевых изделий и 250 тысяч штук изделий верхнего трикотажа.
Толчок развитию трикотажной промышленности дала Первая мировая война, за счёт заказов для армии. Объём выпускаемой трикотажной продукции  вырос в четыре раза, но, к сожалению, промышленность была почти полностью уничтожена последовавшими за войной событиями, — революцией, гражданской войной. Восстановить её удалось только во время довоенных пятилеток, и даже больше, — трикотажная промышленность получила в это время стремительное развитие, вместе со всей страной, проходившей период гигантского скачка индустриализации. В те годы были построены Ивантеевская, Тушинская, Витебская, Киевская, Бакинская, Новосибирская, Тбилисская и другие трикотажные фабрики, и это были уже крупные промышленные предприятия. Почти все они, за редким исключением, работают до сих пор, прошедшие тяготы Второй мировой войны, восстановленные  и реконструированные в послевоенный восстановительный период.
Преимущества трикотажного полотна как материала для пошива одежды над тканым полотном очевидны, хотя никак не отменяют достоинств последнего, — всегда хорошо, когда существует многообразие и возмож­ность выбора. Трико­тажное полотно обладает рядом свойств, которых нет у тканого. Это, во–первых, растяжимость —  свойство трикотажа растягиваться под действием приложенных усилий, может быть упругим и неупругим (остаточ­ным). Изделия из трикотажа с упругой растяжимостью очень удобны в носке, так как они хорошо облегают фигуру, не стесняют движений, не теряют своей первоначальной формы после снятия растягивающих нагрузок. Во–вторых, эластичность —  очень важное свойство, зависящее от строения переплетений и упругости нитей. В– третьих, плотность —  характеризуется числом петель, содержащихся на 10 см. Плотность определяют в двух направлениях —  по горизонтали и по вертикали. От плотности зависит размер петель и внешний вид трикотажа. В–четвёртых, пористость —  трикотажное полотно, сделанное из капрона, может дышать.
Трикотаж обладает ещё рядом характеристик, таких, как распускаемость, закручиваемость, толщина, прочность, формоустойчивость, усадка. А также, удобство в эксплуатации, хорошие гигиенические свойства, несминаемость. Но самое главное то, что производство трикотажной одежды намного экономичнее и выгоднее для промышленности. Прежде всего потому, что трикотажное производство менее трудоёмкое, чем ткацкое. Одежда из трикотажа создаётся гораздо быстрее, чем из ткани. Сырья и материалов на единицу трикотажной одежды расходуется значительно мень­­ше, чем на единицу тканой. Производительность трикотажных машин намного выше производительности ткацких станков.
Эти аспекты преимущества трикотажа относятся к экономи­чес­ким и техническим сторонам, но есть ещё и креативная. Трудно найти на сегодняшний день материал, который был бы также многообразен, как трикотаж, и обладал бы такими богатыми возможностями. Из трикотажа делают и тёплые зимние вещи, и лёгкую, кружевную летнюю одежду, и изысканные вечерние наряды, и нижнее бельё, и детскую одежду, и спортивную.
Способов вывязывать трикотаж очень много, что позволяет бесконечно создавать новые виды тканей, и ниже приводится описание самых известных. 
Кулирка —  самое тонкое трикотажное полотно из хлопка и первое, которое создали на трикотажной машине. Самое распространённое полотно, из которого шьют детскую одежду и бельё.  Практически не мнётся, не образует складок на одежде. Довольно прочное, несмотря на свою тонкость.
Интерлок —  название получило за счёт своеобразного переплетения волокон, сочетание двух ластиков. Лицевая и изнаночная стороны одинаковы. Ткань мягкая и нежная, обладает значительной упругостью, не закручивается. Имеет хорошие теплозащитные свойства, малую распускаемость и растяжимость, высокопрочен. Одежда из интерлока служит долго, но ухаживать за ней нужно бережно: стирать вручную или в деликатном режиме, так предупреж­дается появление катышков или затяжек.
Вискоза —  полотно, состоящее в основном из вискозной пряжи. Может иметь различные виды переплетений, различный состав, поэтому используется для пошива широкого ассортимента изделий.
Кашкорсе —  трикотажное полотно с эластичными попереч­но–вязаным переплетением, образованным чередованием лицевых и изнаночных столбиков. Применяется для изготовления верхних трикотажных изделий. Обладает высокой растяжимостью, очень хорошо держит форму. Так как это натуральный материал, он пропускает воздух и позволяет коже дышать. Обычно состав кашкорсе содержит 95%  хлопка и 5%  лайкры.
Пике —  полотно, образованное комбинированным плетением. В народе пике часто называют «лакост» (из пике сшиты популярные мужские батники фирмы  «Lacoste»).
Ластик (рибана) —  полотно, образован­ное поперечно–вязаным двойным пе­­ре­плетением. Имеет одинаковые ли­це­вую и изнаночную стороны, обладает высокой растяжимостью и упругостью в поперечном направлении, не закручивается. Основное применение —  манжеты и воротники. Рибану различают по чередованию лицевых и изнаночных столбиков.
Футер —  полотно с ввязанной футерной нитью, которая образует начёс с изнаночной стороны. Благодаря начёсу полотно обладает хорошими теплоизолирующими свойствами и используется для пошива толстовок и спортивных костюмов. Лицевая сторона выглядит, как кулирная гладь. Футер различается по количеству футерных нитей.   
Капитон (Капитоне) —  утеплённое, трёхслойное полотно с эффектом стёжки в виде ромба. Используется для пошива детских халатов, комплектов для новорождённых.
Селаник —  плотное трикотажное полотно из натурального хлопка, лицевая сторона которого —  крупный ластик, изнаночная —  с подчёсом. Вещи из селаника очень мягкие и приятные в прикосновении. Обычно из него шьют детские комбинезоны, ползунки, кофты. При добавлении в пряжу полиэстера или акрила —  спортивную одежду. Легко восстанавливает форму, при растягивании приобретает прежние размеры.
Велюр —  внешне похож на вельвет, но в отличие от него, хорошо тянущийся. Поверхность состоит из множества ворсинок, ворс расположен на ткани очень плотным слоем. Ткань очень прочна и устойчива к механическим воздействиям любого происхождения (трение, царапины и т.д.). Не теряет внешнего вида и формы, поэтому вещи из велюра даже спустя несколько лет имеют первоначаль­ный вид и готовы к носке. Диапазон применения очень широк, от одежды до мебели. Велюр не мнётся и не образует складок.
Велсофт —  трикотажное полотно с мягким ворсом. Часто используется для пошива халатов.
Плюш (махра) —  полотно с петельным ворсом. Ворс может быть как с одной, так и с двух сторон. Характерные свойства плюша (махры) —  высокая теплозащита, влагопоглощение и мягкость на ощупь.
Флис (полар) —  синтетическое полотно для изготовления тёплой одежды. Полотно делают из полиэтилентерефта­латного волокна. Обладает хорошими дышащими и теплоизолирующими свойствами и обычно применяется при изготов­ле­нии верхней одежды.
Джерси —  трикотажное полотно, одинарное или двойное, с очень мелким петельным шагом, имеющее высокую растяжимость и гладкую поверхность. Обладает высокой поперечной прочностью. Изготавливается из гребённой шерсти, реже —  из хлопка, шёлка или искусственных волокон.
Фантазия —  к дан­но­му виду относятся трикотажные полотна с нестандартными переплетениями и компонентами. Каждое полотно по–своему уникально и может быть использовано для создания модной одежды.


Посмотрите внимательно на вещи в своём гардеробе. Наверняка всего у одной или двух, если их хорошенько рассмотреть, ткань будет выглядеть, как ниточка через ниточку —  тканая, а у остальных —  петелька за петельку, вязаная, трикотажная. От французского tricoter —  вязать.                                                                                                      
                                                                                                                                                          Татьяна Филиппова  

 

<<<к списку