От редакции Журналы Новости Выставки Фирмы Статьи Видео Фотогалерея Услуги Подписка
  • Духи
<<<к списку

Запах, который волнует душу, - это, наверное, самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Впечатление от запаха мимолётно и невесомо, и развеивается моментально, но всё же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Случайно пойманный и узнанный в толпе аромат - и кажется, что это главное событие, которое случилось за день. Нежная безмолвная поэзия, лучистое сияние цветов, тускло мерцающие видения - это духи. Применять духи - это значит сливаться всем существом с чудом творения запаха.
На нашей коже создание парфюмера превращается в модный аксессуар, в сообщника обольщения, становится отражением самых тайных мечтаний, а капельки из драгоценного флакона - нашей совершенно индивидуальной аурой.
Умение обращаться с запахом - это искусство, которое может чудесно обогатить нашу жизнь, но только ему нигде не обучают. Оно не требует ни специальных знаний, ни профессионального обоняния, но зато требует любви и желания украсить свою жизнь таким дивным штрихом, как духи.
Мы наносим духи на поверхность кожи именно там, где соприкасаются наше тело и окружающий мир. Отсюда запах распространяется вовне и внутрь, то есть в мир и в нас самих.
Распространение во внешнем мире осуществляется очень конкретным путём: молекулы, мельчайшие частицы духов постоянно покидают поверхность кожи и вместе с вдыхаемым воздухом воспринимаются окружающими нас людьми.
Распространение в другом направлении, внутрь, происходит благодаря нашему собственному сознательному или бессознательному восприятию запаха, а также нашему знанию о том, что мы использовали духи. И хотя мы сами, вскоре после того как надушились, едва ли осознанно воспринимаем запах, всё равно он ещё долго на нас действует. Он оказывает влияние на настроение, на нашу уверенность в себе и на ощущение радости от своего тела.
Это двойное воздействие происходит всегда, когда мы пытаемся как–то изменить себя - или с помощью одежды, или с помощью косметики. Поэтому запах, мода и косметика с точки зрения психологии имеют между собой много общего. Но аромат сливается с телом в буквальном смысле теснее, а по восприятию - с личностью его обладателя прочнее, чем мода. Происходит это потому, что мы уже не можем больше просто так от него избавиться: химический состав тела тоже на него воздействует и превращает в наше совершенно индивидуальное качество. Аромат прочнее сливается в нашем восприятии с личностью его обладателя потому, что ощущения, полученные благодаря обонянию, мы воспринимаем более целостно и эмоционально, чем холодно–аналитические, рассудочные зрительные впечатления.
По одежде и украшениям мы можем судить об общественном положении человека, о его отношении к самому себе и окружающим, а вот исходящий от него запах мы интуитивно воспринимаем как выражение его внутренней сущности.
Сферы обоняния и зрения по своей сути совершенно различны. Увиденное глазами мы перерабатываем во многом сознательно. Так, к примеру, покрой, цвет, структуру ткани, множество других деталей одежды мы можем воспринимать по отдельности. А духи мы воспринимаем как целое, не различая ни частностей, ни деталей. Поэтому так трудно говорить об ароматах - мы можем лишь описать чувства, которые они в нас пробуждают, да и то в определённых пределах, ведь здесь столь многое совершается в области бессознательного.
Зрение - это дальнее внешнее чувство, обоняние - ближнее. Когда мы что–либо видим, сетчатку глаза затрагивают только электромагнитные колебания, исходящие от солнца и отражённые объектом, который мы видим. Обоняние - это совсем другое: с клетками слизистой оболочки носа вступают в совершенно непосредственный контакт частицы источающей запах субстанции. Мы, конечно, не осознаём этого механизма, и всё–таки, каждый раз при восприятии запаха появляется смутное чувство прикосновения и физического присутствия воспринимаемого. Это придаёт обонянию свойство первичного ощущения, а дистанцированному зрению последнее чуждо.
Всем нам знакомо переживание неожиданной встречи с запахом из давнего прошлого. Это вовсе не то, что умозрительное воспоминание, возникающее при разглядывании старых фотографий. В значительно большей степени встреча с запахом из прошлого - шок от неожиданного физического соприкосновения с прошедшим. Оно снова становится конкретным, почти ощутимым настоящим. Но, хотя мы ощущаем его физическое существование и прикосовение, удержать его мы не можем. В этом заключена ещё одна особенность переживания запаха.
Все эти особенности духов - слияние с обладателем, бессознательное и необъяснимое в восприятии, эмоциональная сила ощущения - всё сквозит в их аромате, распространяющемся и вовне, и внутрь. Они определяют ту роль, которую играют для нас духи, и являются той самой причиной, по которой мы духи используем.
Коко Шанель сказала однажды: «Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла».
Да, духи - это точка над «i» в ухоженной внешности, элегантном или модном облике, ибо с ними красота обретает летучесть. Правда, именно летучесть духов вынуждает к сдержанности. Всем нам попадались в театре, в ресторане, в лифте без меры надушенные дамы. Такие встречи неприятны, ведь мы бессильны перед запахами. Мы можем отвести взгляд, когда не хотим что–либо видеть, но не дышать - а значит, не нюхать - мы не способны. Слишком массивные украшения кажутся тяжеловесными, но это влияет только на наше мнение о той, что их носит. А слишком сильные духи бесцеремонно вмешиваются в нашу частную жизнь, и именно поэтому люди так резко противятся навязчивым запахам.
При умеренном использовании духи, может быть, и вовсе не воспринимаются окружающими осознанно, но всё равно они придают красоте и элегантности их обладательницы особый блеск. Исследования подтверждают, что даже запахи, достигающие лишь порога сознания, решительно влияют на оценку людей (и помещений, и предметов).
Духи - это ещё и соблазн. Это знала тринадцатилетняя Суламифь, которая обменяла свои единственные серёжки на благовония, собираясь на первое свидание к царю Соломону. Это знала Клеопатра, когда принимала Антония на корабле, богато убранном душистыми цветами. Это знает каждая женщина. Мерилин Монро на вопрос репортёра, в чём она ложится ночью в постель, ответила: «В Шанели номер пять», - и эти слова облетели весь мир.
В этом смысле духи воздействуют на человека троекратно. Они пробуждают в мужчине ощущение близости, тепла женского тела и оказывают тем самым чисто физическое воздействие. К тому же они дают сигнал, сообщающий мужчине: «Я хочу твоего внимания. Я хочу быть привл екательной для тебя». А женщине, которая ими надушилась, они придают уверенности в себе, умножают исходящие от неё эротические токи.
Сколько бы ни были духи привлекательны как модный аксессуар и действенны как «приворотное средство», всё равно на свете есть немало женщин, которые душатся не часто, а то и вовсе никогда. И вряд ли они ущемлены в общественной или личной жизни. Просто если женщина не пользуется духами, то этого чаще всего никто не замечает, и уж по крайней мере это не вызывает недовольства. Значит, духи не нужны?
Да, не нужны. Но только в этом заключается не слабость, а напротив, сила и смысл их привлекательности!
Всё, что делает человек и всё, что он имеет, можно разделить на две большие части: сфера нужного и сфера ненужного. Нужно всё, что связано с выполнением двух задач, роднящих нас со всеми остальными живыми существами: самосохранение и размножение. Всё, не содействующее этой необходимости, в глобальном смысле не нужно. Хлеб насущный нужен, а стаканчик вина не нужен. Идти, чтобы двигаться вперед, нужно, а танцевать - не нужно. Соблюдать правила движения нужно, а наблюдать восходящую луну - не нужно. Половая жизнь нужна, а романтическая любовь - нет. Духи, вне всяких сомнений, относятся к сфере ненужного. Можно отлично прожить жизнь без духов и детей нарожать без них же. Но как раз с ненужного и начинаются радости жизни!
Духи всегда были излюбленным подарком. В хороших подарках не учитываются потребности будней. Они тем и хороши, что позволяют вырваться из повседневности, подняться над ней. Шоколадные конфеты как подарок выигрывают в сравнении с хлопьями к завтраку, шёлковый шарф - в сравнении с шерстяным бельём. А духи - абсолютная роскошь, прекраснейший из всех прекрасных подарков. Правда, дарить их можно только хорошо знакомой женщине, заранее зная о её предпочтениях.
Все виды духов состоят в основном из пахучего концентрата, спирта и воды и отличаются их пропорциональным соотношением. Иногда, и в самых малых дозах, добавляют красители и антиокислители, но запах от этого не меняется. К сожалению, в обозначениях различных видов парфюмерной продукции царит полная неразбериха, потому что в каждой стране под ними имеется в виду что–то своё.
Самыми концентрированными и интенсивными являются жидкости, которые на французский манер называются Parfum, а на английский Perfume, другое, несколько устаревшее их название - Extrait. Их выпускают в маленьких флаконах, чаще всего - по 7мл или по 15мл (в Америке это соответствует ¼ oz или ½ oz). Доля пахучего концентрата составляет здесь, как правило, от 20 до 30 процентов, а у изделий, появившихся на рынке после 1970 года, она иногда и выше. Parfum - это самый дорогой вид ароматической жидкости, для него готовят изысканнейшую упаковку, эксклюзивный флакон. В смесь душистых масел здесь входит высокий процент самых дорогих натуральных цветочных эссенций, которые в других видах продукции частично присутствуют в виде заменителей. Впрочем, эти заменители столь приближены по запаху к оригиналам, что только профессионал обнаружит разницу. Parfum - символ преимущества, благороднейший флагман парфюмерной серии.
Путаница в понятиях как раз и начинается с обозначения Parfum: в европейских языках под этим чаще всего имеют в виду просто «духи, аромат», а не степень концентрации.
Eau de Parfum (вода–парфюм) по крепости занимает второе место, здесь доля пахучих масел составляет от 15 до 20 процентов. Некоторые производители превращают это обозначение в Parfume de Toilette («туалетные» духи) или, как у Диора, Esprit de Parfum («дух» или «смысл» духов). Фирма Роша предлагает помимо Eau de Parfum ещё и Eau de Parfum Intense («интенсивная» вода–парфюм). Eau de Parfum и все её вариации оптимальны для женщины, у которой применение духов - необходимая привычка и которая придаёт значение их действенности, стойкости и летучести.
Далее следует Eau de Toilette, где доля пахучих веществ составляет, как правило, от 10 до 20 процентов. Правда здесь, как во всём остальном, после 1970 года наблюдается тенденция к большей концентрации. Под такой же рубрикой часто выпускают и мужские духи. В них концентрация душистой смеси бывает несколько ниже, от 6 до 12 процентов, но в новых марках точно так же замета тенденция к её повышению. Eau de Toilette благодаря уменьшенной доле концентрата становится сдержаннее, легче, чем Eau de Parfum и Parfum.
Обозначение Eau de Cologne (одеколон) сегодня встречается чаще всего на флаконах с ароматическими жидкостями для мужчин и подразумевает то же, что Eau de Toilette. Лишь изредка его используют в парфюмерных изделиях для женщин, и тогда оно представляет самый лёгкий из ароматов. В парфюмерных изделиях общего назначения то же выражение применяется по отношению к освежающей жидкости с прохладным, специально подчёркнутым цитрусовым эффектом.
Для парфюмерных изделий, ведущих своё происхождение из США, часто употребляется слово Cologne. В таких случаях оно обозначает, как правило, концентрацию от 12 до 25 процентов и соответствует французским Eau de Parfum или Eau de Toilette. В изделиях, названных Men’s Cologne (для мужчин), концентрация чуть ниже, обычно от 7 до 12 процентов. Поскольку американки высоко ценят стойкость и интенсивность запахов, именно среди изделий американского происхождения, обозначенных как Cologne (например, фирм Эсте Лаудер, Джорджо–Беверли Хиллз и Кэлвин Клайн), находятся самые сильные ароматы.
Во французской парфюмерии тоже есть изделия, которые скромно обозначены как Eau (вода). Но они и существуют только в этой форме, то есть к ним нет соответствующих Parfum или Eau de Parfum. В таких случаях Eau составляет часть названия, как например, в случае Eau de Rochas или Eau Sauvage. Все эти «воды» имеют, как правило, концентрацию лёгкой Eau de Toilette, отличаются свежестью и предназначены для употребления в течение всего дня.
Некоторые парфюмерные изделия выпускают в виде пульверизаторов, они имеют дополнительную пометку Spray, Natural Spray, Atomiseur Vaporisateur.
Spray - это аэрозоль: флакон был заполнен раствором под давлением и при помощи газа. Если нажать на головку, оттуда мельчайшими капельками брызнут духи. Правда, аэрозоли приобрели дурную славу, когда было обнаружено, что углеводородные соединения, содержащие атомы фтора и хлора, разрушают озоновый слой в атмосфере. Сегодня они уже не применяются, а применяются безвредные для окружающей среды газы. Кроме того, что спреи распыляют жидкость с особой тщательностью, у них есть и ещё одно преимущество: почти неограниченный срок годности, ведь жидкость внутри полностью защищена от контакта с воздухом. Поэтому особенно подходят они тем женщинам, которые пользуются разными духами одновременно и у которых духов много, следовательно, каждые из них расходуются медленно, понемногу. По причинам чисто техническим флаконы–аэрозоли оформлены обычно без фантазии, отличающей упаковки других видов. Spray обладает примерно той же концентрацией пахучих веществ, что и соответствующий продукт без аэрозольной упаковки. Тем не менее духи проявляются здесь по–другому, особенно в первый момент. Из–за распыления жидкости аромат ощущается сразу и полностью, а у обычных духов он проявляется постепенно, за счёт тепла человеческого тела.
Natural Spray пишут на флаконах с пульверизатором. Они не содержат никакого газа, распыление происходит за счёт самой головки, действующей как помпа. Но распыляемые частицы не так мелки, как в аэрозолях. Срок хранения духов - тот же, что у флаконов без распыляющих устройств, а раскрывается запах медленнее, чем у заполненных под давлением аэрозолей.
К сожалению, французское обозначения Atomiseur и Vaporisateur применяются не так обдуманно, как английские. Чаще всего Atomiseur - это то же, что Spray, а Vaporisateur - то же, что Natural Spray, но иногда бывает и наоборот. Так что, когда вы захотите приобрести какой–нибудь один из этих видов, внимательно рассмотрите флакон. Если пульверизатор можно открутить, значит, перед вами Natural Spray. Итальянские и испанские фирмы чаще всего пользуются французскими обозначениями, а английские и немецкие - американскими. Но выбор языка не обдумывают тщательно, поэтому нередко в одной и той же серии попадаются и американский Perfume Spray, и французский Eau de Toilette.
Внутри одной и той же серии изделия более сильной концентрации обладают соответственно большей интенсивностью и стойкостью. Но это отнюдь не означает, что они и в употреблении обязательно раскрывают свою особую интенсивность и стойкость, ведь разными видами духов мы и пользуемся по–разному. Дорогие духи - Parfum в маленьком флаконе - мы волей–неволей расходуем много меньше, чем Eau de Parfum или Eau de Toilette в большом флаконе с широким горлышком. А Spray просто взывает к щедрости! Женщины, которые любят интенсивные ароматы, чаще покупают не Parfum, а Spray Cologne или Eau de Parfum Vaporisateur и Atomiseur.
Ароматы в большинстве своём бывают представлены не только духами в жидкостях и аэрозолях, но и рядом других изделий: это дезодоранты, мыло, лосьоны для тела, пудра, пена для ванн... Когда любишь какой–нибудь запах, приятно окружать себя вещами, которым он свойственен. При этом особенную роль играет дезодорант, лосьон для тела и пудра, потому что они остаются на теле, и запах их часто весьма силён.
Дезодоранты - изделия функциональные, но зачастую ими пользуются именно из–за их аромата. Внутри серии они обозначаются как Parfum Deo, Deodorant Cologne и т.п. Во Франции изделия такого типа вовсе не содержат дезодорирующих веществ, а действуют исключительно за счёт своего запаха. Parfum Deo повторяет присущий всей серии аромат в недорогом исполнении, обладает ароматизирующим, освежающим и гигиеническим действием одновременно и представляет собой современный эквивалент классической Eau de Cologne.
Наравне с дезодорантами, входящими в парфюмерную серию, Parfum Deo или Deodorant Cologne может быть и самостоятельным продуктом. Под марками Impuls, Dane или Limara выпускается целый ряд изделий, чьи ароматические ноты с большей или меньшей очевидностью навеяны популярными роскошными духами. Parfum Deo - самый дешёвый способ пользоваться парфюмерией.
Лосьон для тела - это особенно удачное дополнение к душистой воде. Содержащиеся в лосьоне масла и эмульгаторы действуют таким образом, что аромат тесно сливается с кожей, а при смазывании лосьоном всего тела создаётся ароматическая аура, очевидная, но не навязчивая. Ритуал нанесения лёгкого крема после ванны и сознание того, что всё тело окутано ароматом, превращают применение хорошего лосьона в подлинное наслаждение.
Масло для ванн, конечно, предназначено в первую очередь для добавления в воду, но можно и просто слегка смазать им кожу. Аромат раскрывается интенсивнее, чем у лосьона, потому что содержание пахучих веществ в масле для ванны очень высоко. Youth Dew, первый знаменитый аромат Эсте Лаудер, долгие годы выпускали не в виде Parfum или Cologne, а только в виде масла для ванн. Американские стюардессы и секретарши потихоньку мазались этим маслом и таким простым способом по общедоступной цене приобретали сильный и дорогой запах духов! Между прочим, Dioressence - это тоже в прошлом масло для ванн.
Легендарные восточные (арабские) духи, так называемые аттары, - это смесь привычных для арабских стран парфюмерных масел, без добавления спирта. На коробочках с арабскими духами даже есть надпись–предупреждение: «При контакте с водой запах усиливается». Не понятно только, радоваться этому или бояться. Ну, уж по крайней мере, учитывать это при использовании необходимо.
В арабских странах изготавливают духи и с применением спирта и воды. В Эмиратах, например, можно купить европейские аналоги немного дешевле, чем стоят оригиналы. Объясняется это использованием синтетических заменителей натуральных масел. Настоящие восточные духи стоят очень дорого. Наиболее ценным и священным маслом является чистое масло дерева аквиларии. Это масло выделяется из редкого тропического вечнозелёного дерева, причём только из больных деревьев, чья древесина заражена особым грибком. Больная древесина наливается смолой, становится тяжелее воды и приобретает аромат и огромную ценность. Известны куски дерева, имеющие, как редкие драгоценные камни, собственное имя - они хранятся в сокровищнице японских императоров. Чрезвычайно экзотический аромат масла требует от чувствительных европейцев некоторого привыкания. Глубокий, богатый, землистый, сладковатый и резко–бальзамический древесный аромат воздействует на все органы чувств.
Говорят, Коко Шанель утверждала, будто брызнуть духами надо в первую очередь туда, где ты хочешь получить поцелуй! Менее вызывающая рекомендация звучит так: надушиться нужно там, где кровь подходит близко к поверхности кожи, - на внутренней стороне запястья, за ушами, в декольте.
Эсте Лаудер советует: «Изысканные духи капни на те части тела, что находятся в движении: на внутренний сгиб локтя, обратную сторону колена, запястье, ладонь, - и ты принесёшь радость всем вокруг». Естественность движения способствует тому, что летучесть аромата, а значит, и его воздействие меняются в каждое новое мгновение, и аромат оживает.
Беверли Сэсун говорит: «Я наношу капельку духов на изгиб верхней части скулы (там чувствуются удары пульса), за уши, на запястье и на локоть, на колени, бёдра, между грудей и под ними. Надуши все те места, где проступает пот, и тогда твоё тело поможет проявиться аромату». «Духи, туалетную воду, душистое масло, любое другое средство используй сразу после ванны, когда тело ещё разогрето и влажно. Аромат будет лучше и дольше держаться».
У Катрин Денёв, как она говорила, бывают надушены «волосы, затылок, тело под одеждой».
Раньше было принято носить с собой раздушенный носовой платок, по–английски духи тогда так и назывались: «Handkerchief Perfume», духи для платочка. С помощью аэрозоля вы можете надушить и одежду, только убедитесь сначала в том, что не останется пятен. В натуральных тканях, в первую очередь - в шерсти, запах сохраняется дольше, чем в синтетике. Синтетика, кстати, может этот запах изменить до неузнаваемости. Ну а мех не потеряет его и через несколько месяцев. А ещё существует замечательная рекомендация Эсте Лаудер: «Чтобы как можно лучше надушиться духами, нужно рассеять их в воздухе перед собой и войти в облако духов. Духи - это как любовь, тут скупиться нельзя. Надо отдаваться им полностью и целиком, а не тут немножко, там немножко».
Будьте осторожны, распыляя духи: снимите драгоценности! Духи могут испортить блеск жемчуга, янтаря и некоторых других камней.
Не ограничивайтесь, применяя духи, телом или одеждой. Ещё одна цитата из Эсте Лаудер: «Капни вечером несколько капель на подушку, и бессоница тебе не грозит. Смажь слегка электрические лампочки, и твои комнаты превратятся в сад. Положи пустой флакончик в ящик с бельём, а капельку духов добавь в воду для полоскания - вот тогда ты будешь благоухать от самого нижнего слоя одежды...»
В каждом обществе есть неписаные правила относительно расстояния, которые держат между собой люди, в зависимости от того, кто они друг другу. Если люди знают друг друга лучше, они «сближаются». Если посторонний, чужой человек оказывается слишком близко, не соблюдает дистанцию, то это рассматривается, как нарушение правил. Физическое прикосновение дозволяется только тому, кто близок во всех смыслах.
Распространяя аромат, заметный и на большом расстоянии, вы заявляете о желании обратить на себя внимание, хотите вы того или нет. Поэтому в любом консервативном обществе сильные женские духи не приветствуются, а в викторианскую эпоху, например, сильно надушенная дама не считалась дамой. В сутолоке больших городов нарушения правил не избежать - в лифте, в офисе или битком набитом общественном транспорте, поэтому, по правилам хорошего тона, выработана условная норма: запах от человека, в том числе запах духов, не должен распространяться дальше расстояния вытянутой руки.
Одинаковые духи у разных женщин пахнут по–разному - особенно, если душиться ими скромно. А интенсивные духи почти всегда распространяются одинаково, какой бы ни была кожа. Характер духов тоже бывает разный. Одни потребуют интенсивности сами, другие же - интимности. Проба на коже выявит это очень скоро. Время от времени вам будут встречаться духи, которые фактически не оставляют выбора: есть такие ароматические композиции, что отличаются редкой летучестью, а вблизи не так уж слышны. Это и есть один из отличительных признаков выдающихся духов. С другой стороны, вам непременно повстречаются духи, которые понравятся сразу, но вы никогда не найдёте для них правильной дозы: они будут казаться то слишком сильными, то слишком слабыми. Не пользуйтесь такими духами - они вам не подходят.
Так сколько же нужно духов? Это всегда решает конкретный повод и окружение, в котором человек находится. Для больших помещений нужно соответственно больше духов, чем для маленьких. Не случайно в Японии, где люди живут в большой тесноте, сильные запахи недопустимы. С другой стороны, в тёплых странах, где общественная жизнь развёртывается на открытом воздухе или в помещениях с распахнутыми окнами, нельзя душиться скупо. Утром следует душиться меньше, чем вечером: все мы в начале дня чувствительнее к раздражителям, чем в конце. Когда в центре предстоящего события - накрытый стол и еда, не стоит обильно поливать себя духами. Бывает, духи соседки по столу забивают ароматы яств - это очень неприятно. Перед занятием спортом тоже нужно сдержаннее обращаться с духами. И не только потому, что на разогретой физическими упражнениями коже аромат раскрывается особенно интенсивно, - просто спорт и сильные духи психологически плохо совмещаются.
Будет лучше всего, если вы спросите у своих друзей, которые хорошо к вам относятся и ответят честно, сильно или слабо вы надушились. Наши чувства со временем притупляются и могут нас подвести. Лучший способ избежать притупления чувств по отношению к своим духам - часто их менять.
Существует ещё очень много гласных и негласных правил, интересной информации, курьёзов и драматических историй в этом огромном мире запахов. К сожалению, формат журнала не в состоянии вместить и сотой доли всего этого. Но в огромном мире запахов существует райский сад, где каждую женщину ждут непередаваемые наслаждения и захватывающие открытия, и имя этому саду - духи. Посетите его!

Татьяна Филиппова

<<<к списку